Как печатать картонную упаковку для молока и соков?
Производители печатного оборудования должны уделять гораздо больше внимания упаковочной отрасли, чем это имеет место на сегодняшний день. Действительно, рынок упаковки хотя и медленно, но растет, а вот производство журналов и газет балансирует на грани: того и гляди, интернете заставит потесниться печатные СМИ именно они являются основой рынка глубокой и офсетной печати в сфере издательской продукции. Между тем, крупные производители рулонных офсетных машин до сих пор игнорируют упаковочный рынок. Сразу следует оговориться, что в секторе листовых печатных машин это не так: наоборот, новые модели машин все лучше приспосабливаются к печати на картоне. Они даже оснащаются встроенными сециями для отделки упаковочной продукции — лакирования, тиснения, вырубки, стремясь предоставить преимущества которыми обладают только узкорулоннкые линии, и, естественно, завоевать рынок на котором последние еще недавно царили полновластно. А вот что касается рулонных машин, то такие компании, как КВА, GOSS и МАN Roland не выпускают машин для производства упаковки и, что самое печальное, не собираются их делать.
Рулонные офсетные машины: есть ли выбор?
Рулонные машины для упаковки (с наличием офсетных секций) производят следующие компании Gallus, Gidue, Goebel, Komori Chambon, Rotatec. Однако Gallus, Gidue ■ Rotatec — это слишком уж УЗКОрулонные машины (ширина полотна редко достигает 600 мм как правило, она не превышет 450 мм). Goebel и Komori-Chambon могут выпускать машины с достаточно большей шириной полотна (до 1250 мм), но построение их красочного аппарата, к сожалению, больше напоминает газетную машину: всего два накатных красочных валика.
Да, устройство систем увлажнения достаточно примитивно. Нет, я отнюдь не хочу что у этих машин плохое качество и конструктивное решение — это разные вещи. Дело в том, что иные требования к печати упаковки существенно выше, чем в газетном производстве, да и запечатываемые материлы гораздо тяжелее — не только в смысле технологических особенностей процесса.
Неплохая рулонная машина с УФ-сушками Alprinta выпускается швейцарской компанией Mueller Martini. Но она, к сожалению, не приспособлена к печати по картону, и производитель пока не проявляет интереса рынку. Так что, при ближайшем рассмотрении, выбор не так уж и велик. Правда, о планах по созданию рулонных офсетных недавно заявили такие известные компании, как Bobst и Mark Andy.
Есть ли рынок?
Почему так происходит? Почему производители не проявляют интереса к офсетным рулонным машинам для печати на картонной упааковке? Возможно, потому, что свободные ниши на рынке картонной упаковки для молочных продуктов и соков не столь велики, как может показаться, а перспективы его развития далеко не очевидны.
Например, российский рынок картонной упаковки для молочных продуктов уже практически поделен между несколькими компаниями. Этой осенью ожидается вступление в строй завода компании Tetra Рак в подмосковной Лобне, после чего, очевидно, возникнет даже избыток производственных мощностей. При этом большинство производителей использует флексографский способ печати. Новые же компании выбирают офсет, а вот глубокая печать на молочной упаковке пока что встречается редко. Приверженность флексо- графии у некоторых компаний — производителей упаковки связана просто с тем, что «так исторически сложилось». Они и хотели бы, да не могут освоить новую технологию или хотя бы обновить существующий парк оборудования. Казалось, крупные международные корпорации могли бы использовать и другие способы печати. Однако концепция Easy Design компании Tetra Рак предполагает полную стандартизацию и унификацию процессов разработки и производства упаковки на многочисленных фабриках компании по всему миру. Tetra Рак стремится к идентичности упаковки, произведенной на любой из фабрик, за счет унификации рабочего потока, форматов и цветовых профилей. С одной стороны, это позволяет поддерживать стабильное качество, с другой — снижает оперативность. Впрочем, это характерно для большинства крупных компаний. Кроме Tetra Рак, у нас распространена похожая картонная упаковка типа Pure Pack. Сегодня она печатается преимущественно на украинском предприятии «Элопак-Фастов» флексографским способом. За счет прорех в таможенном законодательстве РФ украинские производители предлагают более низкие цены, чем российские. Разумеется, корпорация «Элопак» может изготовить упаковку и в дальнем зарубежье. В этом случае качество печати будет другое — но и цена тоже, разумеется. |
|
Флексографская и офсетная печать на пакетах «Пюрпак» |
Офсет или флексо?
Очевидно, что флексографская и офсетная печать имеют свои преимущества в зависимости от печатаемого сюжета и тиража. Офсет, в частности, дает лучшую детализацию и, следовательно, может обеспечить «фотокачество». Да, новые допечатные технологии позволяют делать флексографские формы с лини- атурой не меньшей, чем в офсете. Но лини- атура — это еще не все. И, главное, качество форм при флексографской печати напрямую зависит от их цены. Соответственно, при экономии на препрессе и изображение получается «дешевым».
С технологической точки зрения было бы оптимальным печатать упаковку на современном универсальном комплексе, в котором можно свободно заменять секции офсетной, флексографской, а возможно, и глубокой печати. На каждой из секций можно было бы печатать именно тот элемент, который лучше всего этим способом получается: на флексографских — плашки, на офсетных — растровые элементы.
Разумеется, при этом возникают некоторые сложности как с выбором машины, так и с изготовлением форм для каждого вида печати. Надо либо иметь устройства вывода для флексографских и офсетных форм (формы для глубокой печати делают на стороне даже многие специализированные типографии), либо приобрести универсальное устройство (например, LaserGraver компании «Альфа» или Thermoflex Narrow Flexo-Offset производства Kodak). Но главное, необходимо иметь печатников и дизайнеров, способных разобраться с несколькими технологиями, а их трудно найти даже для одной.
К сожалению, слабость нашего рынка молочной упаковки пока не позволяют реализовать такие проекты. К тому же зачастую выбор того или иного вида упаковки зависит не от ее качества и даже цены (хотя клиенты-«молочники» действительно готовы биться за каждую копейку), а от разного рода привходящих обстоятельств.
Например, молочный завод может не сам заказывать упаковку, а доверить это занятие посреднику, который вовсе не собирается что-то менять в своем бизнесе ради потенциальной возможности предоставить клиенту услугу лучшего качества. Ему вряд ли перепадет значительная сумма от этого улучшения, а налаженные отношения со старыми подрядчиками — дело тонкое. Кроме того, многие заводы теперь работают при посредстве крупных фирм и торговых сетей, которые, в свою очередь, продают молочные продукты под своей маркой (в Москве это «Перекресток», «Пятерочка» и др.) Для некоторых из этих фирм главное требование — единообразие упаковки на всех заводах, где производятся продукты для них.
Хотя и не факт, что это действительно актуально для местных производителей, продукция которых может никогда не встречаться на полках магазинов за пределами региона.
Виды молочной упаковки: что будет завтра?
Написав выше, что перспективы развития рынка молочной упаковки неочевидны, я имел в виду, что очень трудно предсказать, какие именно ее виды станут наиболее распространенными через несколько лет. Молоко сегодня упаковывается в самые разнообразные емкости: обычные полиэтиленовые пакеты-«лягушки», пластиковые «кувшинчики», картонные пакеты, стеклянные бутылки. Соотношение между этими видами постоянно меняется. Когда- то стекло занимало подавляющую долю рынка (помните бутылки с широким горлом и крышечками из фольги?) С тех пор оно, казалось бы, безнадежно устарело, но несколько лет назад стеклянные бутылки вновь стали возвращать свои позиции, причем в роли престижной упаковки для дорогой натуральной и экологичной продукции. К их достоинствам как самой безвредной для здоровья тары следует добавить, что хотя стеклянные бутылки и банки не разлагаются, попав в отходы, но они и не приносят окружающей среде никакого вреда, будучи сделаны из нейтрального материала, который в природе ведет себя подобно обычному камню, поэтому захоронение стекла решает проблему его утилизации раз и навсегда.
Полиэтиленовые пакеты — самая простая и дешевая упаковка для молочных продуктов, но в силу своей непрезентабельности они, естественно, представлены в самом нижнем ценовом диапазоне. Такие пакеты неудобны как для магазина, так и для покупателей. Однако в последнее время появляются новые, достаточно практичные и презентабельные виды пластиковой упаковки (рис. 3). Относительно новые материалы, такие как «Эколин», разработаны на основе натуральных материалов и разлагаются под действием света, воды и кислорода воздуха всего за несколько месяцев, не образуя при этом никаких вредных соединений. С другой стороны, нельзя не замечать, как год от года дорожает сырье для производства пластмасс. Не стоит забывать и о большей экологичности картона по сравнению с пластиками. Вот и получается, что резкие колебания цен на нефть и внезапные изменения в экологическом законодательстве (не говоря уже о непредсказуемости нашей экономики вообще) могут смешать любые расчеты о перспективах того или иного вида упаковки. Потребление традиционных молочных продуктов: молока, ряженки, кефира, сметаны — постепенно снижается. Правда, растет производство новых продуктов: йогуртов, сывороточных напитков, творожков и т. п., которые фасуют в пластиковые стаканчики и ванночки. Соответственно, растет спрос на более современную, креативно оформленную упаковку. Поэтому независимо от того, какая упаковка получит большее распространение, качество печати должно расти. Для запечатывания стаканчиков и ванночек сегодня чаще всего используются трафаретная и высокая печать. Крышечки для них — так называемые платинки из полимерных ламинатов или высококачественной алюминиевой фольги с покрытием — как правило, запечатывают флексографским или офсетным способами на узкорулонных машинах. Не так давно отмечено появление струйных систем, которые могут печатать на банках и прочих цилиндрических предметах практически из любого материала.
|
|
Пластиковая бутылка с термоусадочной этикеткой |
В общем, остается надеяться только на то, что в обозримом будущем в экономике России все же начнется долгожданный период процветания, потому что только при этом условии потребитель будет выбирать не самую дешевую продукцию (и, соответственно, упаковку), а напротив, наиболее функциональную, сохраняющую полезные свойства продуктов и, конечно, красиво оформленную.